Научно-практическая деятельность компании
Исторический очерк
История геологической экспертизы во всех странах и во все времена - это история развития рынка в области разработки недр. В СССР начало геологических экспертных работ в 1960 году тесно связано с появлением в советской экономике рыночных элементов, а именно с реформами 1960-х - реформами Косыгина.
Предприятия горнодобывающей промышленности были в числе первых, где ставился эксперимент по переходу на рыночные формы хозяйствования. В 1963 году такими предприятиями были: «Маяк» (Горький); шахты Западного угольного бассейна СССР.
Экспертиза оказалась жизненно важной при проведении экономических реформ в горнодобывающей промышленности.
На первом этапе, с 1960 по 1976 год, геологическая экспертиза, как функция, осуществлялась в секторах проектно-сметной документации геологоразведочных работ в составе: Дальневосточного института минерального сырья – Хабаровск; Восточно-Сибирского научно-исследовательского института геологии, геофизики и минерального сырья – Иркутск; Сибирского научно-исследовательского института геологии, геофизики и минерального сырья – Новосибирск; Казахского научно-исследовательского института минерального сырья - Алма-Ата;Среднеазиатского научно-исследовательского института геологии и минерального сырья – Ташкент; Северного морского научно-производственного геолого-геофизического объединения («Севморгео», позже — «Севморгеология») – Ленинград;Всесоюзного научно-исследовательского института минерального сырья (ВИМС) – Москва; Всесоюзного научно-исследовательского института управления угольной промышленности – Караганда; Кавказского института минерального сырья - Тбилиси.
Эти подразделения организовывались в разных учреждениях, не были связаны между собой и не имели общего руководства. Фактически их создание в разных местах продолжалось до 1966 года. Их организация шла по совершенно «буржуазному» принципу, который сегодня называют «аутсорсинг» - два, максимум три штатных сотрудника (обычно геофизик и экономист), а непосредственно экспертизу выполняли специалисты со стороны по договорам.
На втором этапе, в 1975-1991 годах, начинается централизация геологической экспертизы. Приказом Мингео СССР от 12.10.1976 года № 462 организована Центральная методическая экспедиция по геолого-экономическим исследованиям и экспертизе проектов и смет Мингео СССР (ЦМЭГЭИ). В её состав включили указанные сектора и Партию по разработке цен на промышленную продукцию (11 заводов Геомаша, партии по экспертизе проектов НИОКР).
Перед новой централизованной структурой ставились задачи:
- экспертиза проектно-сметной документации (включая методику работ) проектов с ассигнованиями более 2,5 млн. руб., утверждаемые руководством на уровне Заместителя министра Мингео СССР путем утверждения обширных подробных протоколов;
- проверка качества экспертизы, выполняемой экспертами подразделений территориальных управления (производственно-геологических объединений - ПГО);
- проведение прикладных научных исследований.
Финансирование велось централизованное, за счёт отчислений Исполнителей работ. Как видно, по-прежнему господствовал чисто рыночный принцип организации работ и системы оплаты труда. Центральная методическая экспедиция Приказом Мингео СССР от 27.10.1987 года № 590 ЦМЭГЭИ была преобразована в Комиссию по экспертизе проектной геологической документации (Союзгеолэкспертиза) Мингео СССР. Но по существу это та же самая структура с теми же работниками, с теми же функциями. За несколько лет созданы, на правах филалов, 47 партий по всему Советскому Союзу. В числе ключевых достижений «империи госэкспертизы» - активное участие в организации разработки нового месторождения алмазов им. Ломоносова (Архангельская область), поиск и разработка нефти Западной Сибири.
По разным оценкам, деятельность Союзгеолэкспертизы Мингео СССР (ЦМЭГЭИ) в 1979-1991 годах принесла государству доход около 15 млрд. советских рублей.
В течении третьего этапа (с 1991 года) работа велась в качественно новых политических и экономических обстоятельствах. Существование частной собственности на средства производства принципиально меняет характер работы Союзгеолэкспертизы Мингео СССР переименованной в Геолэкспертизу России. Возникает совершенно новая правовая ситуация. Общемировая практика состоит в том, что государство проводит только поисковые и поисково-оценочные работы, а разработка месторождений ведётся компаниями различной формы собственности. С 1991 года экономика России усиленно интегрируется в мировую экономику. Очевидно, что разработка российского минерального сырья представляет большой интерес для иностранных экономик и государств, причем не только с экономической, но и с геополитической точки зрения. Осуществляется значительное давление странами политико-экологическими конкурентами на сырьевые отрасли России.
Геолэкспертиза России в 19991-1992 годах была ослаблена упадком и распадом государственного бюджетного сектора, падением престижа и влияния органов государственного управления, неисполнением правительственных распоряжений, нищетой работников бюджетной сферы, оттоком квалифицированных кадров. Кроме того, многие учреждения, базу которых использовала Союзгеолэкспертиза Мингео СССР, оказалась на территории других государств: Казахстана, Узбекистана, Грузии и др. Принятые в этих сложных условиях решения сложно назвать государственно продуманными.
С 1991года Геолэкспертиза России меняла названия, функции и объем полномочий. Приказом Госкомнедра РСФСР от 20.12.1991 года № 141 на базе Геолэкспертиза России (Союзгеолэкспертизы) организовано Государственное предприятие по экспертизе проектов и результатов геологоразведочных работ (ГП «Геолэкспертиза»). Приказом Федерального агентства по недропользованию от 24.08.2005 года № 898 ГП «Геолэкспертиза» преобразовано в Федеральное государственное унитарное предприятие по экспертизе проектов и результатов геологоразведочных работ - ФГУП «Геолэкспертиза». ФГУП «Геолэкспертиза» РФ создавалась на базе ряда отделений: двух московских, Северо-Западного, Северно-Кавказского, Нижневолжского, Уральского, Сургутского, Западносибирского, Красноярского, Восточносибирского, Якутского, Дальневосточного.
Многократно менялось руководство организацией и её филиалов. Возникшая ситуация правового и экономического нигилизма, хаоса и анархии нанесла государству огромный экономический и политический ущерб, масштабы которого до сих пор не подсчитаны. Ни в одной экономически и политически успешной стране государство не устраняется от контроля за разработкой собственных недр. Слишком очевидно, что выпустить систему контроля за использованием национальных природных ресурсов - путь к потере экономической и геополитической самостоятельности. Опыт показывает, что фактическая ликвидация функциональных задач профессиональной экспертизы недропользования ведет не только к большим материально-финансовым потерям, но и к переходу этих функций к профильным учреждениям зарубежных государств, что чревато серьезными стратегическими и геополитическими потерями.
Четвёртый этап начинается с ноября 2011 г., а именно с началом реализации поручения руководства Роснедра по восстановлению деятельности ФГУП «Геолэкспертиза». До проведения организационно-штатных мероприятий было зафиксировано практически полное отсутствие профессионального и опытного экспертного сообщества.
Коллектив ФГУП «Геолэкспертиза» на тот момент состоял из сотрудников со средним возрастом около 30 лет. Практически не было профессиональных специалистов. Единственным исключением была группа ветерана Отрасли, профессора А.А. Куденко (1923 г.р.).
Соответственно, первоочередной задачей было привлечение к работе высокопрофессиональных специалистов. В кратчайшие сроки была разработана, доложена и утверждена «Стратегия развития Федерального государственного унитарного предприятия по экспертизе проектов и результатов геологоразведочных работ (ФГУП «Геолэкспертиза») на 2012-2015 гг.».
Однако сосуществование в рамках одного ведомства и под единым началом структуры обладающей возможностью независимой оценки эффективности использования бюджетных средств, через формализованный и профессиональный механизм экспертизы проектно-сметной документации геологоразведочных работ и структур, распределяющие эти бюджетные средства, привело к кризису ФГУП «Геолэкспертиза» и фактически ликвидации профильной деятельности.
Пятый этап. С марта 2013 г. Правительство устраняет описанный выше конфликт интересов, изменив принципы рассмотрения и согласования проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых. В соответствии с постановлением Правительства РФ утратил силу подпункт 5.3.13 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию – «рассмотрение и согласование проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых».
Федеральным агентством по недропользованию проведена работа по внесению изменений в устав подведомственных организаций «в части исключения функций по проведению государственной экспертизы проектов геологического изучения недр» (Протокол совещания у Руководителя Роснедра (№ АП-18/97-пр, от 21.02.2013); «Итоги работы Федерального агентства по недропользованию в 2012 г. и планы на 2013 г.», М., Роснедра, 2013).
Для сохранения преемственности в области экспертной деятельности, в соответствии с письмом МПРиЭ, № 11-50/0796-ОГ, от 27.02.2013 создано ОАО «Геолэкспертиза». Основной целью организации является профессиональная экспертиза в области недропользования, что полностью соответствует решениям Правительства РФ в части развития экспертизы в области недропользования.
Таким образом АО «Геолэкспертиза», опираясь на непрерывный, фактически с 1960 года, и систематический опыт работ, является на сегодня современной российской экспертной организацией, работающей исключительно на рыночных принципах в области освоения минерально-сырьевых ресурсов.